Cайты для управляющих компаний в рамках исполнения ПП РФ от 23.09.2010 №731. Узнать, что входит в стоимость Создание сайтов для ЖКХ

Вы здесь: Обзор изменений Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354

Обзор изменений Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354

Очень много нареканий со стороны граждан получило Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Новые правила), регулирующее правила предоставления и оплаты коммунальных услуг, которое вступило в силу с 01.09.2012.

Причем, возмущения граждан коснулись в основном отдельные составляющие Новых правил, такие как оплата коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды, порядок передачи показаний по индивидуальным приборам учета, учет временно проживающих граждан в жилых помещения и многие другие.

И вот, наконец, Правительством Российской Федерации в середине апреле 2013 года подготовлено и опубликовано постановление от 16.04.2013 № 344, которое вносит изменения в Новые правила, по следующим пунктам с 01.06.2013.

1. Из пункта 4 Новых правил, в котором указано, что потребителям может быть предоставлена такая услуга как водоотведение, исключено понятие услуги водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, то есть получается услуга водоотведение, предоставленное на общедомовые нужды, не должна фигурировать в счет-квитанциях на оплату коммунальных услуг.

Но вот в самих формулах расчета, указанных в Приложении № 2 к Новым правилам, такая услуга присутствует и порядок расчета по ней остается прежним.

2. В договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, внесено дополнение о том, что такой договор, кроме положений, указанных в пункте 19 Новых правил, должен также включать положение о порядке и условиях приема показаний приборов учета.

3. В обязанности Исполнителя коммунальных услуг включили проведение проверок достоверности переданных Потребителем сведений о показаниях и состоянии приборов учета, установленных вне жилых или нежилых помещенийне реже 1 раза в 6 месяцев, если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений не установлен иной порядок.

4. Исполнитель обязан направлять средства, полученные в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Каким образом это будет осуществляться, наверное, можно будет увидеть только на практике, так как до этого такое положение в Новых правилах, да и в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (действовало до 01.09.2012), отсутствовало.

5. Исполнитель теперь имеет право осуществлять проверку достоверности снятия показаний и состояния приборов учета, установленных в жилых или нежилых помещения, не чаще одного раза в шесть месяцев.

В предыдущей редакции для проведения таких мероприятий был установлен срок не чаще одного раза в три месяца, хотя на практике, сверка показаний или проверка состояния приборов учета проводится в спорных или конфликтных ситуациях, ведь количество установленных индивидуальных приборов учета ежедневно растет, а для того, чтобы провести такую проверку на законных основаниях надо ещё надлежащим образом уведомить Потребителя и получить согласие на доступ в жилое помещение (пункт 85 Новых правил), несмотря на то, что в пункте 34 Новых правил указано, что Потребитель обязан предоставить доступ в жилое или нежилое помещение для проведения мероприятий по сверке показаний и состояния приборов учета. Вот и получается, что основной проблемой остается не срок проведения проверки, а сам порядок её проведения.

6. Исполнителя также наделили правами устанавливать количество граждан, проживающих в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета на водоснабжение, электроснабжение и газоснабжение, а также составлять акты о результатах такой проверки.

Акты могут быть составлены и подписаны как в присутствии, так и в отсутствии собственника помещения или постоянно проживающих в таком помещении граждан, представителями Исполнителя, председателем совета многоквартирного дома, не менее чем двумя другими Потребителями, председателем товарищества собственников жилья или кооператива, если такие созданы в доме.

В акте указываются дата и время его составления, сведения о собственнике помещения или постоянно проживающем Потребителе, сведения о его месте жительства, сведения о количестве временно проживающих в данном помещении граждан.

Второй экземпляр такого акта должен быть передан собственнику жилого помещения или постоянно проживающему потребителю, а сам акт в течение трех дней со дня составления направляется в органы, осуществляющие регистрационный учет граждан по месту проживания, в миграционную службу.

Включение временно проживающих потребителей в расчет размера платы за коммунальные услуги возможно на основаниизаявления собственника помещения, или постоянно проживающего потребителя, переданного Исполнителю, а также на основании протокола об административном правонарушении, составленным уполномоченным органом, по статье 19.15 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

Примечание: Статья 19.15 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении - Проживание гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации.

Допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

Не смотря на то, что штрафы за проживание без регистрации довольно-таки внушительные, для привлечения к ответственности граждан без регистрации нужно не только соблюсти всю процедуру установления факта проживания, но и каким-то образом заставить самого Исполнителя этим заниматься.

Будем надеяться, что Исполнители коммунальных услуг возьмут на себя такую обязанность за правило, и мы когда-нибудь избавимся от «нулевых квартир».

7. Потребители коммунальных услуг в помещениях, оборудованных индивидуальными приборами учета, не обязаны, а только имеют право ежемесячно снимать и передавать показания таких приборов учета не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

К чему это приведет?

Согласно Новым правилам в домах, оборудованных общедомовыми и индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, зависит как раз от объема, зафиксированного общедомовым прибором учета, объемов, переданных по индивидуальным приборам учета, и количества коммунального ресурса, начисленного по нормативам.

Соответственно, если граждане, у которых установлены индивидуальные приборы учета, не будут своевременно передавать показания, объемы коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды, могут достигать невообразимых размеров и, естественно, никогда не будут соответствовать действительности, и даже, если в следующем месяце эти показания будут переданы, гарантии того, что перерасчет за прошлый месяц будет произведен в полном объеме, нет.

Да и что теперь делать с пунктом 59 Новых правил, в котором предусмотрено, что при отсутствии показаний индивидуальных приборов учета, Исполнитель имеет право применить среднемесячный объем коммунального ресурса по прошлым месяцам, остается загадкой, не смотря на то, что он тоже претерпел изменения.

При непредоставлении Потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного) прибора учета в срок, установленный Новыми правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг или решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, Исполнитель вправе применять среднемесячный объем потребления, но не более 6 месяцев (ранее применялся срок не более 3 месяцев).

Но вот подпункт в) пункта 34 Новых правил, в котором этот срок устанавливался не позднее 26 числа текущего месяца, исключен из новой редакции, тогда остается договор, который больше половины и в глаза не видели, и решение общего собрания собственников помещений, которое, как правило, провести в соответствии со всеми требованиями законодательства, не так-то уж и просто.

Если среднемесячные объемы не выставлять, то получится, что недобросовестные Потребители не будут передавать по полгода свои показания, а другие Потребители за них все это время будут оплачивать. Если Исполнитель применит при расчете среднемесячный объем для тех кто не передал показания, Потребитель всегда может сказать, что он этого и не обязан делать.

Получается замкнутый круг, и как всегда при возникновении конфликта между недобросовестными Потребителями и Исполнителем, страдать будут ответственные и исполнительные граждане.

8. Следующее изменение касается исключения из расчета размера платы отопления, предоставленного на общедомовые нужды.

То есть, Потребители будут оплачивать услугу отопления в совокупности без разделения на отопление, предоставленного в жилом или нежилом помещении, и отопления, предоставленного на общедомовые нужды, в том числе и для тех домов, в которых отсутствует система централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Что это даст?

Действительно, очень много вопросов возникло с начала отопительного сезона, когда Потребители увидели в счет-квитанциях дополнительную услугу отопление ОДН, да ещё и рассчитанную по формулам в невероятных объемах, хотя в помещениях общего пользования либо такая услуга вообще не предоставлялась, либо предоставлялась уж точно не в том количестве, в котором предъявлялась к оплате.

И действительно, это разделение носило только расчетный характер и никак не соответствовало действительности в большинстве случаев. Теперь расчет размера платы за отопление будет более ли менее соответствовать здравому смыслу и станет более простым к пониманию.

Вы скажите, почему более или менее? Сейчас посмотрим.

Согласно пункту 42 Новых правил расчет размера плата за отопление будет определяться следующим образом.

Случай № 1:

При отсутствии в многоквартирном доме общедомового (коллективного), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещений размер платы за отопление будет определяться исходя из нормативов потребления по формуле № 2 Приложения № 2 к Новым правилам, которая представляет собой произведение общей площади жилого помещения, норматива и тарифа, утвержденных для услуги отопления.

Например:

  • общая площадь Вашей квартиры составляет 60 квадратных метров
  • норматив, утвержденный для Вашего региона, составляет 0,022 гигакалории на 1 квадратный метр общей площади в месяц
  • тариф на тепловую энергию для Вашего поставщика тепловой энергии составляет 1500 рублей за 1 гигакалорию

Ежемесячный размер платы за отопление по Вашей квартире будет составлять:
60 х 0,022 х 1500 = 1980 рублей

Вроде здесь все просто и понятно.

Случай № 2:

В многоквартирном доме, оборудованном общедомовым (коллективным) прибором учета на отопление и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, размер платы за отопление в жилом или нежилом помещении определяется исходя из показаний общедомового прибора учета, общей площади занимаемого помещения и тарифа, установленного для отопления, по формуле № 3 Приложения № 2 к Новым правилам.

объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;

общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;

тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Например:

  • объем тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета составил 100 гигакалорий
  • общая площадь Вашей квартиры составляет 60 квадратных метров
  • общая площадь всех жилых и нежилых помещений в доме составляет 6000 квадратных метров
  • тариф на тепловую энергию для Вашего поставщика тепловой энергии составляет 1500 рублей за 1 гигакалорию

Размер платы за отопление по Вашей квартире исходя из показаний общедомового прибора учета будет составлять:
100 х 60 / 6000 х 1500 = 1500 рублей

Непонятным остается, где учитываются показания индивидуальных приборов учета, установленных в помещениях, в этом случае.

Если расчет производится по данной формуле, то не зависимо от того, установлен или нет индивидуальный, общий (квартирный) прибор учета на тепловую энергию, он не берется во внимание при расчете, а начисление производится как и Потребителям без приборов учета исходя из занимаемой площади.

Что же теперь получается, не имеет смысл устанавливать индивидуальный, общий (квартирный) прибор учета на отопление в жилом или нежилом помещении, расположенном в доме, где есть общедомовой прибор учета на тепловую энергию и не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными.

Случай № 3:

В многоквартирном доме, который оборудован общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии размер платы за отопление в жилом или нежилом помещении определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии по формуле 3 (1) Приложения № 2 к Новым правилам.

объем (количество) потребленного за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

объем (количество) тепловой энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, который определяется по формуле:

объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

объем (количество) тепловой энергии, определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил, использованный исполнителем при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения), которая кроме этого также была использована исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по отоплению;

общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме;

тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Например:

  • объем тепловой энергии по показаниям индивидуального прибора учета составил 1,5 гигакалорий
  • объем тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета составил 100 гигакалорий
  • объем тепловой энегии по показаниям индивидуальных приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях составляет 70 гигакалорий
  • объем тепловой энергии, использованный при производстве горячего водоснабжения в доме составляет 15 гигакалорий
  • общая площадь Вашей квартиры составляет 60 квадратных метров
  • общая площадь всех жилых и нежилых помещений в доме составляет 6000 квадратных метров
  • тариф на тепловую энергию для Вашего поставщика тепловой энергии составляет 1500 рублей за 1 гигакалорию

Размер платы за отопление по Вашей квартире исходя из показаний общедомового прибора учета будет составлять:
(1,5 + (100 - 70 - 15) х 60 / 6000) х 1500 = 2475 рублей

Другими словами, размер платы за отопление будет также зависеть от показаний общедомового прибора учета, объема тепловой энергии, потребленной по индивидуальным, общим (квартирным) приборам учета и общей площади занимаемого помещения.

Все как и было раньше, только без отдельного расчета отопления, предоставленного на общедомовые нужды.

Формулы для расчета размера платы за отопление, предоставленного на общедомовые нужды, № 13 и № 14 Приложения № 2 к Новым Правилам исключены.

9. Плата за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктом 44 Новых правил по формуле № 10 Приложения № 2 к Новым правилам для всех коммунальных услуг, кроме отопления.

По формуле № 15 Приложения № 2 к Правилам рассчитывается объем услуг, предоставленных на общедомовые нужды, как произведение норматива потребления, коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, площади помещений, входящих в состав общего имущества, и отношения занимаемой Потребителем площади помещения к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

В действительности формула для расчета объема осталась прежней, но важным является то, что в Постановлении от 16.04.2013 № 344 определен состав общего имущества, который берется в расчет. Это площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.

Проблемы могут возникнуть лишь в том случае, если в техническом паспорте эти площади не указаны отдельно, либо паспорт на дом получен давно и в нем не учтены реконструкции, в любом случае исключение из этой площади чердаков и подвалов уже большая победа. Исполнители уже не смогут приписать огромные площади помещений, входящих в состав общего имущества, в которых по сути дела коммунальные услуги вообще не предоставляются.

10.Объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не должен превышать объема такой услуги, рассчитанной исходя из норматива потребления, а если такое превышение имеет место быть, то распределение согласно занимаемой площади может быть произведено только по решению общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Если такого решения нет, то Исполнитель доплачивает образовавшуюся разницу за счет собственных средств.

Что это означает? Например объем коммунальной услуги по холодному водоснабжению, предоставленному на общедомовые нужды по показаниям общедомового прибора учета, равен в каком-то месяце 100 кубических метров, а при расчете размера платы за холодное водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды исходя из норматива потребления такой объем равняется 90 кубическим метрам. Так вот, для Потребителей, которые не приняли на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решение о дальнейшем распределении объемов холодного водоснабжения, начисленного сверх нормативов, разницу в размере 10 кубических метров должен заплатить Исполнитель.

Правда, это правило будет действовать для тех домов, где Исполнителем не является ресурсоснабжающая организация. Для тех домов, где ресурсоснабжающая организация является Исполнителем той или иной коммунальной услуги, оставшаяся разница будет распределяться на всех согласно занимаемой площади.

Интересно будет посмотреть, каким образом будет осуществляться это требование Новых правил, а больше всего за счет каких средств будет производиться оплата Исполнителями коммунальных услуг. Не приведет ли это к огромным суммам задолженности за коммунальные услуги перед ресурсоснабжающими организациями и риску ограничения или приостановления коммунальных услуг для Потребителей, которые оплату по начислению исходя из норматива будут производить своевременно и в полном объеме? Время покажет.

11. Ещё один из непонятных моментов в Постановлении от 16.04.2013 № 344 касается уменьшения размера платы в случае, если объем коммунальных услуг, начисленных по нормативам и по показаниям индивидуальных приборов учета больше, чем показания по общедомовому прибору учета.

Все практически осталось прежним, уменьшение по отоплению и газоснабжению, используемому для нужд отопления, производится исходя из занимаемой площади, а для холодного, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, используемого на приготовление пищи, исходя из количества проживающих граждан, но исключено водоотведение, а что делать с ним? Опять загадки и много вопросов, а при начислении получится кто во что горазд.

Вообще, говоря о водоотведении, эта услуга всегда вызывала множество споров при начислении платы, ведь четкого порядка не было, нет и как сейчас уже очевидно не будет.

12. Возвращаясь к порядку определения размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, следует отметить, что при отсутствии общедомовых приборов учета на доме, плата за такие коммунальные услуги, за исключением отопления, должна определяться по формуле № 10 Приложения № 2 к Новым правилам, как произведение объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и тарифа на эту услугу.

13. Изменения коснулись также сроков при определении среднемесячных объемов коммунальных ресурсов, применяемых в соответствии с пунктом 59 Новых правил.

Так, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилом или нежилом помещении, определяется исходя из среднемесячного объема потребления такого коммунального ресурса, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления — исходя из среднемесячного объема за отопительный период), а если период работы составил менее 6 месяцев, то за фактический период работы но не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев отопительного периода). Ранее период работы прибора учета определялся равным не менее одного года.

Те же сроки для определения среднемесячного объема применяются для общедомовых приборов учета при выходе приборов из строя, утрате, при истечении сроков их эксплуатации.

14. Важным дополнением к Новым правилам является возможность составления акта о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества в отсутствии Исполнителя. Такой акт подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета многоквартирного дома или председателем товарищества собственников жилья или кооператива, а датой и временем начала предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, может являться время, зафиксированное в акте, составленном Потребителем, если это будет подтверждено в ходе проводимой проверки факта нарушения качества предоставления услуги или в результате проведения экспертизы.

15. Кроме того, с 01.01.2015 в силу вступят положения Новых правил, которые позволяют при расчете коммунальных услуг с применением нормативов потребления использовать повышающие коэффициенты, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, но обсуждать масштабы бедствия таких расчетов будем с того момента, когда они начнут применяться.

А пока и действующее на сегодняшний день или ближайшее время законодательство оставляет много тем для рассуждений, его и нужно анализировать и пытаться понять.

Читайте также:

Новое на сайте

Новое на форуме

Наверх