Cайты для управляющих компаний в рамках исполнения ПП РФ от 23.09.2010 №731. Узнать, что входит в стоимость Создание сайтов для ЖКХ

Вы здесь: / Приборы учета - эксплуатация и порядок проведения проверок

Статья актуальна на дату публикации на сайте. Информация обновлена в 2019 году.

Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета установлен в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, в Разделе VII.

 

При наличии в жилом/нежилом помещении индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета расчет размера платы за коммунальные услуги определяется по их показаниям.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии требованием законодательства РФ об обеспечении единства средств измерений.

В сопроводительных документах к прибору учета можно найти информацию о типе такого прибора, дате его поверки, условия и правила его эксплуатации.

Ввод прибора учета в эксплуатацию

Собственником жилого/нежилого помещения осуществляется установка приборов учета, ввод в эксплуатацию, сохранность, своевременная замена и проведение поверки, а также их надлежащая эксплуатация.

Документальное оформление ввода в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (постановка на коммерческий учет) для дальнейшего расчета размера платы за коммунальные услуги по их показаниям осуществляется исполнителем коммунальных услуг по заявке потребителя.

В заявке на ввод прибора учета в эксплуатацию указываются:

» Сведения о потребителе (для физического лица - ФИО, реквизиты документа, удостоверяющего личность, телефон; для юридического лица - наименование, место государственной регистрации, телефон).
» Предполагаемая дата и время ввода прибора учета в эксплуатацию.
» Тип и заводской номер установленного прибора учета, место установки.
» Сведения об организации, производившей монтаж прибора учета.
» Показания прибора учета на момент его установки.
» Дата следующей поверки.

Кроме того, к заявке на ввод прибора учета в эксплуатацию прикладываются копия паспорта на прибор учета, а также, если прибор учета не новый,  - копии документов, подтверждающих результаты последней поверки.

Ввод в эксплуатацию приборов учета должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки, а расчет размера платы за коммунальные услуги по показаниям такого прибора начинаться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Министерством строительства и ЖКХ Российской Федерации утверждаются критерии наличия, либо отсутствия технической возможности установки приборов учета, акт обследования и порядок его заполнения.

После получения заявки исполнитель обязан рассмотреть предложенные потребителем дату и время ввода прибора учета в эксплуатацию, а если это окажется невозможным, то исполнитель не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки должен предложить иные время и дату. Новая дата осуществления работ, предложенная исполнителем должна быть не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

Если исполнитель не явился в предложенный в заявке срок или иные согласованные с потребителем сроки ввода прибора учета в эксплуатацию, либо дата и время были позднее сроков, установленных Правилами, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг.

Если монтаж прибора учета осуществляется исполнителем, то ввод в эксплуатацию оформляется актом ввода прибора учета в эксплуатацию, а в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат:

1. Соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте.
2. Соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета.
3. Наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета).
4. Работоспособность прибора учета.

Несоответствие прибора учета вышеуказанным положениям, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

В акте ввода в эксплуатацию, который составляется по результатам проверки, указываются следующие данные:

а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки.

Акт ввода в эксплуатацию составляется в двух экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, которые участвовали при вводе прибора учета в эксплуатацию.

Также, перед подписанием акта ввода в эксплуатацию, исполнителем устанавливаются контрольные пломбы на прибор учета.

Несанкционированное вмешательство в работу прибора учета

 Прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В связи с этим исполнитель при проведении очередной проверки имеет право установить контрольные пломбы, индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, которые позволяют фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств. Плата с потребителя за установку таких пломб или устройств не взимается.

При проведении проверки состояния прибора учета исполнителем проверки подлежат:

» целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
» наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
» отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Нарушение вышеуказанных показателей признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений составляется акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.

Кроме того, если прибор учета установлен в жилом или иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальную услугу.

Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее даты, предшествующей предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой было выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, до даты устранения такого вмешательства.

При этом сам перерасчет размера платы производится исходя из нормативов потребления с применением повышающего коэффициента 10.

Стоимость потребления коммунальных ресурсов при несанкционированном вмешательства в работу прибора учета потребителем в нежилом помещении взыскивается ресурсоснабжающей организацией.

Приборы учета, вышедшие из строя

Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:

» неотображения приборами учета результатов измерений;
» нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
» механического повреждения прибора учета;
» превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
» истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

В случае выхода прибора учета из строя (неисправности) потребитель обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент выхода его из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (ремонт, замена) в течение 30 дней со дня выходя прибора учета из строя (возникновения неисправности).

 Если потребуется проведение демонтажа прибора учета, то потребитель извещает исполнителя о необходимости проведения таких работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета осуществляется в присутствии представителей исполнителя за исключением случаев, когда такие представители не явились в указанный в извещении срок.

Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование осуществляется исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Обязанности исполнителя и порядок проведения проверок

 Исполнитель обязан:

а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;

б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

Вышеуказанные проверки, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца, в следующем порядке если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное:

а) исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время исполнителя для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;

б) потребитель обязан обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить исполнителю в срок не позднее 2 дней до даты, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило предложение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки;

в) исполнитель обязан провести проверку в указанные в подпункте «а» настоящего пункта дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта - в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки исполнитель обязан незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном настоящими Правилами;

г) если потребитель не обеспечил допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом «б» настоящего пункта сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета;

д) исполнитель обязан провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить допуск исполнителя в помещение для проверки.

Акты проверки, о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок. Такие акты составляются в двух экземплярах (для каждой из сторон), подписываются исполнителем и потребителем и включают следующие сведения:

» дата, место, время составление акта;
» обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;
» состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта;
» подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя);
» отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии);
» возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением;
» иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.

Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета

Правилами предусмотрен следующий порядок расчета размера платы за коммунальные услуги при использовании приборов учета:

Если прибор учета исправен, введен в эксплуатацию, то расчет размера платы за коммунальные услуги производится по его показаниям, которые передает потребитель.

При непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести установленную Правилами проверку и снять показания прибора учета.

В случае составления акта об отказе в допуске к прибору учета по истечении 3 расчетных периодов с даты составления такого акта исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, в том числе указанного в акте, составленном в соответствии с пунктом 56(1), а также с учетом повышающего коэффициента начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен. Величина повышающего коэффициента принимается равной 1,5. При этом, при отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Новое на сайте

Новое на форуме